[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Зачем нужны страдания?
allofmeДата: Понедельник, 16.09.2013, 22:53 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1744
Репутация: 100
Статус: Offline
Николай Бердяев наиболее полно ответил на этот вопрос на страницах своей книги "Дух и рельность".

Почитайте выдержки из этой книги, чтобы лучше понять мысли и идеи самого автора:

"Для духовной жизни особенно важен феномен безвинного страдания, в нем происходит прикосновение к глубине существования. И если блага жизни отнимаются и человек становится несчастным, то это значит, что добродетель его пошатнулась и он согрешил. Награда и наказания даются человеку еще в пределах земной жизни. При таком сознании трудно понять безвинное страдание. Его не могли понять друзья - утешители Иова. У такого человека отнимаются все блага жизни, и он становится несчастнейшим из людей, страдания его непереносимы. Бог оправдал Иова и осудил его утешителей. Мир полон утешителей Иова, у него не так много друзей. Людям очень трудно отказаться от целесообразности всего происходящего в мире и, значит, трудно понять безвинное страдание. Многим кажется, что если есть безвинное страдание, то значит, нет Бога, нет промысла Божьего. Это один из аргументов атеизма и, может быть, самый сильный.
Но история мира, лежащего во зле, знает более потрясающую судьбу безвинного страдальца, чем судьба Иова. Это судьба Иисуса из Назарета и Его распятие. Не нужно быть верующим христианином, чтобы признать, что Иисус из Назарета был величайшим из праведников, самым безгрешным в человеческом роде. Он не был узнан, за исключением немногих избранников, был отвергнут, был осужден на позорную казнь, был распят, претерпел крестную муку. Тут сосредоточены все страдания мира, страдания человеческие. Безвинное страдание, страдание праведного превращается в мистерию, в мистерию спасения. Раскрывается обратная сторона безвинного страдания. Смысл его виден сверху, а не снизу. Распят на кресте был не только самый праведный из людей, распят был Сын Божий. Безвинное страдание есть божественное страдание. И безвинное божественное страдание оказывается спасительным для всякого человеческого страдания. Мир лежит во зле, мир, в котором мы живем, не признал величайшего из праведников м распял его, распял Сына Божьего, распял самого Бога. Распятие Сына Божьего есть ответ и на страдание человеческое и на зло мира. Судьба Иисуса Христа совершается перед мировым злом, распинающим невинных и причиняющих неисчислимые страдания, и перед страданием униженных, невинных и угнетенных."
 
allofmeДата: Вторник, 17.09.2013, 00:45 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1744
Репутация: 100
Статус: Offline
Николай Бердяев, продолжение:

"Зло имеет двоякое проявление в мире - темная злая воля распинающих и безвинное страдание распинаемых. Зло есть причина несправедливости, неправды, страдания, и зло есть претерпевание несправедливости, неправды, страдания. В этом безмерная трудность всякой попытки сколько-нибудь понять действие Промысла Божьего в мире. Рационалистическое понимание Промысла Божьего неизбежно должно привести к отрицанию зла, т.е. в конце концов к точке зрения утешителей Иова.
В этом мире торжествует смерть, предельное зло и страдание. Действует ли в этом мире Промысел Божий? Это есть вопрос разума, бессмысленный перед мистерией, перед тайной любви. Страдание же есть мистерия и тайна. Мистерия страдания в том, что оно может превратиться в искупление. Мы стоим перед вопросом о происхождении зла в мире, сотворенным Богом, самым мучительным вопросом человеческого сознания и совести. Духовная жизнь поставлена перед страданием, страданиями собственными и страданиями других людей. Страдание связано с виной, древней, изначальной виной. Но есть и безвинное страдание. И если мое собственное страдание я могу пережить как вину, да и то не всегда, то переживание чужого страдания как вины легко превращает меня в утешителей Иова, и даже более и хуже того, в тех, которые распяли Христа. Это основной парадокс страдания и креста. Он связан с тайной жалости и любви. И парадокс этот означает двойственное отношение к страданию. Издревле человек искал избавления от непереносимого страдания и от рабьей зависимости от зла. Один из способов избавления от страдания и зла мировой жизни есть отказ от личности. И буддизме это принимает радикальные формы отказа от бытия. Стоицизм же думает, что миром правит разум, но нужно достигнуть мудрого безразличия к тому, что причиняет страдания, безразличия к смерти. Один из путей избавления от страдания есть путь снятия границ индивидуальности, погружение в безличную космическую стихию и слияние с ней. Это есть путь оргиазма."
 
allofmeДата: Вторник, 17.09.2013, 01:19 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1744
Репутация: 100
Статус: Offline
Николай Бердяев, продолжение:

"Возрастание духовности означает выход за пределы раздвоенного сознания к сверхсознанию, выход из власти необходимости к свободе и к связи, основанной на любви. Возрастающая духовность преодолевает власть зла над человеческой душой, просветляет сознание. Но зло остается самым проблематическим в человеческом существовании. Страдание не тождественно злу, но страдание от зла происходит. Если бы не было страдания в мире, лежащем во зле, то, вероятно, не было бы обострения сознания и возрастания духовности. Неспособность к страданию иногда иногда бывает самым большим злом. Достоевский говорит, что страдание есть единственная причина сознания.
Отношение к страданию неизбежно двойственное и парадоксальное. Духовное отношение к страданию означает просветленность, т.е. жизненное познание смысла страдания, оно означает также освобожденность. Возрастание духовности всегда означает, что человек не раздавлен страданиями жизни. Принятие на себя креста есть всегда вместе с тем и облегчение страдания, как получающего смысл в духовной жизни. Непринятие креста, злобное отвержение страдания и проклятие ему делает страдание темным. Соответственно признание два рода страдания - темного страдания к гибели и светлого страдания к спасению."
 
allofmeДата: Вторник, 17.09.2013, 20:40 | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1744
Репутация: 100
Статус: Offline
Вы можете ознакомиться с полным текстом книги Николая Бердяева "Дух и реальность" на страницах он-лайн библиотеки священника Якова Кротова или же по-другому адресу, где тоже представлен полный текст книги.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:





        
Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг

Ozon.ru



Книжный магазин Лабиринт




Анастасия Вольная на сервере Стихи.ру Рейтинг@Mail.ru Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг Ozon.ru  Все веб-камеры мира books.ru