Русские поэтессы ХIХ века
| |
allofme | Дата: Пятница, 09.11.2012, 19:23 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1744
Репутация: 100
Статус: Offline
| Представляем Вам стихотворения поэтесс 19 века. Здесь представлены, как поэтессы начала века - ровесницы Пушкина, так и поэтессы второй половины 19 века:
Анна Петровна Бунина (1774-1829)
С приморского берега
Светлое море С небом слилось, С тихостью волны Плещут на брег, Кроткие зыби Чуть-чуть дрожат.
Солнце погасло, Месяца нет, Заревом алым Запад блестит, Птицы на гнездах, В кущах стада.
Все вдруг умолкло, Все по местам. В комнате тихо, Шороху нет; Дети прижались Скромно в углах.
Лина коснулась Арфы струнам: Арфа златая Глас издала; Звуки согласны С Линой поют.
Розовым пламенем Светит камин; Скачет по углям Ясный огонь; Дым темно-серый Вьется столбом.
Пламень лютейший Душу палит; Сердце томится, Высохло все: Яд протекает В жилах моих.
Слезы иссякли В мутных очах, Вздохи престали Грудь воздымать, Речь замирает В хладных устах!
Море, взволнуйся! Гробом мне будь! Арфа златая, Громом ударь! Пламень, разлейся, Бедну сожги!
1806
На разлуку
Разлука - смерти образ лютой, Когда, лия по телу мраз, С последней бытия минутой Она скрывает свет от глаз.
Где мир с сокровищми земными?" Где ближние - души магнит? Стремится мысль к ним - и не о ними Блуждает взор в них - и не зрит.
Дух всуе напрягает силы; Язык слагает речь, - и ах! Уста безмолвствуют остылы: Ни в духе сил нет, ни в устах.
Со смертию сходна разлука, Когда, по жилам пробежав, Смертельна в грудь вступает мука, И бренный рушится состав.
То сердце жмет, то рвет на части, То жжет его, то холодит, То болью заглушает страсти, То муку жалостью глушит.
Трепещет сердце - и престало! Трепещет вновь еще сильней! Вновь смерти ощущая жало, Страданьем новым спорит с ней.
Разлука - смерти образ лютой! Нет! смерть не столь еще страшна! С последней бытия минутой Престанет нас терзать она.
У ней усопшие не в воле: Блюдет покой их вечный хлад; Разлука нас терзает боле: Разлука есть душевный ад!
Когда... минута роковая! Язык твой произнес "прости", Смерть, в сердце мне тогда вступая, Сто мук велела вдруг снести.
И мраз и огнь я ощутила, - Томленье, нежность, скорбь и страх, - И жизненна исчезла сила, И слов не стало на устах.
Вдруг сердца сильны трепетанья; Вдруг сердца нет, - померкнул свет; То тяжкий вздох, - то нет дыханья: Души, движенья, гласа нет!
Где час разлуки многоценной? Ты в думе, в сердце, не в очах! Ищу... всё вкруг уединенно; Зову... всё мёртво, как в гробах!
Вотще я чувства обольщаю И лживых призраков полна: Обресть тебя с собою чаю - Увы! тоска при мне одна!
Вотще возврат твой вижу скорый; Окружном топотом будясь, Робея и потупя взоры, Незапно познаю твой глас!
Вотще рассудка исступленье, - Смятенна радость сердца вновь! Обман, обман! одно томленье... Разлука не щадит любовь!
Разлука - образ смерти лютой, Но смерти злее во сто раз! Ты с каждой бытия минутой Стократно умерщвляешь нас!
1819
Евдокия Петровна Ростопчина ( 1811-1858)
Нашим будущим поэтам
Не трогайте ее, - зловещей сей цевницы!.. Она губительна... Она вам смерть дает!.. Как семимужняя библейская вдовица, На избранных своих она грозу зовет!.. Не просто, не в тиши, не мирною кончиной, - Но преждевременно, противника рукой - Поэты русские свершают жребий свой, Не кончив песни лебединой!..
Есть где-то дерево, на дальних островах, За океанами, где вечным зноем пышет Экватор пламенный - где в вековых лесах, В растеньях, в воздухе, и в бессловесных дышит Всесильный, острый яд: - и горе пришлецу, Когда под деревом он ищет, утомленный, И отдых и покой!! - Сном смерти усыпленный, Он близок к своему концу...
Он не отторгнется от места рокового, Не встанет... не уйдет... ему спасенья нет!.. Убийца-дерево не выпустит живого Из-под ветвей своих!.. Так точно, о поэт, И слава хищная неверным упоеньем Тебя предательски издалека манит! Но ты не соблазнись, - беги!! она дарит Одним кровавым разрушеньем!
Смотри: - существенный, торгующий наш век, Столь положительный, насмешливый, холодный, Поэзии, певцам и песням их изрек, Зевая, приговор вражды неблагородной. Он без внимания к рассказам и мечтам, Он не сочувствует высоким вдохновеньям, - Но зависть знает он... и мстит своим гоненьем Венчанный лавром головам!..
1841
|
|
| |
allofme | Дата: Суббота, 10.11.2012, 11:14 | Сообщение # 2 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1744
Репутация: 100
Статус: Offline
| Продолжение:
Безнадежность
Вставать, чтоб целый день провесть наедине С напрасными и грустными мечтами, В безжизненной степи, в безмолвной тишине Считать года потерянными днями, Не видеть пред собой ни цели, ни пути, Отвыкнув ждать, забыть надежды сладость И молодость губить в деревне, взаперти, - Вот жребий мой, вот жизнь моя и радость!
Когда ровесницам моим в удел даны Все общества и света развлеченья, И царствуют они, всегда окружены Толпой друзей, к ним полных снисхожденья; Когда их женский слух ласкает шум похвал, Их занят ум, их сердце бьется шибко, - Меня враждебный рок здесь к степи приковал, И жизнь моя лишь горькая ошибка!..
Напрасно я в себе стараюсь заглушить Живой души желанья и стремленья... Напрасно зрелых лет хочу к себе привить Холодные, сухие размышленья... Напрасно, чтоб купить себе навек покой, Состариться сейчас бы я готова... Вперед, вперед и вдаль я рвусь моей мечтой, - И жить с людьми стремится сердце снова!..
1836
И он поэт!
И он поэт, - о, да! - и он поэт, Мой чудный соловей, мой песенник унылый! Он любит тишину, и ночь, и лунный свет; Ему зеленый лес и струй журчанье милы; Он в полдень, средь толпы, робеет и молчит, Он с хором птиц других свой голос не сливает, С шумящим роем их не реет, не парит; В уединении он сам собой бывает, И без свидетелей, для самого себя, Волшебной песнию приветствует природу. Не терпит клетки он: в ней райского житья Он, гордый, не возьмет за дикую свободу; И только раз в году, весной, когда его Любовь одушевит. поет он, сладкогласный; И только чтоб развлечь грусть сердца своего, В тоске восторженной, он гимн слагает страстный. Жизнь сердца для него единственный предмет Всех песен пламенных, всех томных вдохновений; Жизнь сердца кончится, - в молчаньи и смиреньи Он укрывается... о, да! - и он поэт!
1840
Надежда Сергеевна Теплова (1814-1848) Сожаление
Мне жаль его! зачем его душою Так суетно, нещадно так играть, И сон любви прекрасной нарушать Насмешкою холодной и пустою!
Мне жаль его; когда без разделенья В душе умрет таимая любовь, Оставь его в счастливом заблужденьи Иль возврати ему надежду вновь!..
1837
Язык очей
Как много дум невнятных выражает Один уныло-долгий взор; И сей беззвучный разговор Одно лишь сердце понимает! Язык очей - язык красноречивый! Внимай ему в час вдохновенный тот, Когда поэт, мечтой своей счастливый, Не говорит и не поет.
1831
* * *
Болит, болит мое земное сердце, Но не стеснен ничем бессмертный дух, И, странствуя по жизненной юдоли, Грядущего я больше не страшусь. Как будто все со мною совершилось, И на земле мне нечего терять, И только я одно боюсь утратить - К высокому стремленье и любовь И на пути задержанной остаться Губительной завистливою тьмой, С светильником, угасшим без елея, В юродивом бессилии души.
1845
|
|
| |
allofme | Дата: Суббота, 10.11.2012, 23:51 | Сообщение # 3 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1744
Репутация: 100
Статус: Offline
| Продолжение:
Юлия Валериановна Жадовская (1824-1883)
* * *
Я все еще его, безумная, люблю! При имени его душа моя трепещет; Тоска по-прежнему сжимает грудь мою, И взор горячею слезой невольно блещет. Я все еще его, безумная, люблю! Отрада тихая мне душу проникает, И радость ясная на сердце низлетает, Когда я за него создателя молю.
1846
* * *
Ты скоро меня позабудешь, Но я не забуду тебя; Ты в жизни разлюбишь, полюбишь, А я - никого, никогда! Ты новые лица увидишь И новых друзей изберешь; Ты новые чувства узнаешь И, может быть, счастье найдешь. Я - тихо и грустно свершаю, Без радостей, жизненный путь; И как я люблю и страдаю - Узнает могила одна!
1844
* * *
Не зови меня бесстрастной И холодной не зови, - У меня в душе немало И страданья, и любви. Проходя перед толпою, Сердце я хочу закрыть Равнодушием наружным, Чтоб себе не изменить. Так идет пред господином, Затая невольный страх, Раб, ступая осторожно, С чашей полною в руках.
1857
|
|
| |
|
|